В ПОГОНЮ ЗА «РАДУГОЙ»

К.А. Сомов (1869-1939). Борис Снежковский с сигаретой.

13 июня 2007 года картина Константина Сомова «Радуга» была продана на лондонских торгах Christie’s за £3 716 000 (при эстимейте £400 тыс. – 600 тыс.). Это текущий рекорд на произведения Сомова, но удержится ли он после 4 июня 2018 года, когда в Лондоне неутомимые аукционисты все того же Christie’s выставят на аукционе русского искусства подборку из 10 лотов Константина Сомова, происходящих из той же частной коллекции, что была с успехом распродана на торгах в ноябре 2007 года? Вот в чём вопрос!

Рекордно проданная "Радуга" (13 июня 2007 года за, £3 716 000).

В ноябре 2007 года более 50 произведений русского художника ушли с молотка за £6 320 150. Тогда портрет Бориса Снежковского под названием «Боксер» был продан за £580 500. Вновь попав на торги Christie’s в 2011 году, эта же картина была куплена уже за £713 250.  Отдельные работы из коллекции также выставлялись на Christie’s в ноябре 2006 года и в июне 2007 года. В обоих случаях они становились топ-лотами торгов - это картины «Русская пастораль» (29 ноября 2006 года, £2 696 000) и «Радуга» (13 июня 2007 года, £3 716 000).

Борис Снежковский и Константин Сомов в студии художника у «Профиля…» (1930-е, фотография).

Выставленные на аукцион 4 июня 2018 года работы в свое время были лично подарены Сомовым Борису Снежковскому (1910-1978), на протяжении многих лет являвшемуся натурщиком и близким другом художника. «На предстоящих торгах появятся последние произведения кисти Сомова из этой коллекции, - подчеркнул глава международного департамента русского искусства Christie’s Алексей Тизенгаузен, - это поистине уникальная возможность для коллекционеров пополнить свои собрания». Русский декаданс сегодня востребован и у поклонников в цене.

Благодаря нежности карандашей: К. А. Сомов (1869-1939). Автопортрет. (1933, эстимейт Christie’s £8 тыс. – 12 тыс.).

В частности, на предстоящих торгах будет представлен «Автопортрет» К. Сомова (1869-1939), написанный в 1933 году. Художник работал над этим автопортретом с 12 по 12 марта 1933 года. В своём дневнике Сомов отметил, что портрет он выполнил по просьбе своей модели того периода, Бориса Снежковского: портрет был предназначен Борису в подарок. В письме своей сестре Анне Михайловой от 23 марта 1933 года Сомов пишет: «Вышел я, благодаря нежности карандашей и некоторой условности этой техники, несколько моложе».

Идиллический стиль минувшей жизни: К. Сомов (1869-1939). «Спальня художника в Санкт-Петербурге» (1932, эстимейт Christie’s £20 тыс. – 30 тыс.).

В письме своей сестре Анне Михайловой от 24 февраля 1932 года Сомов пишет о том, что только что начал работу над полу-миниатюрной акварелью, являющейся копией картины, написанной летом 1923 года и впоследствии купленной Сергеем Рахманиновым на выставке в Нью-Йорке (в 1923 году художник выехал из России в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки» и обратно не вернулся). Сомов также пишет, что у него сохранилась неплохая фотография с картины, основываясь на которой он создает данный вариант: «Иногда я люблю повторять самого себя, делая некоторые варианты. Не надо мучиться, сочиняя композицию, что всегда мне трудно, и работа идет как вышиванье по канве».

К. Сомов и С. Рахманинов. «Спальня художника…» в центре. (1920-е, фотография).

«Поиск работ для торгов порой может напоминать работу детектива. Зато в случае успешной находки рынок реагирует соответственно. Так, к примеру, произошло с коллекцией Сомова. Она заметно оживила ситуацию на рынке русского искусства. Мы нашли эту коллекцию в семье, которая жила под Парижем.  - Рассказывает Алексей Тизенгаузен. - В этой семье Сомов провел последние годы своей жизни. После его смерти у них остались его поздние произведения и личный архив. Но они даже не подозревали, сколько эта коллекция может стоить. Когда я называл владельцу примерные цены, они отказывались мне верить. Мы созвонились после торгов. Одна из работ ушла с молотка за миллион при оценке в 300 тысяч. Они думали, что это ошибка. Когда они поняли, что это правда, жена клиента расплакалась прямо в телефонную трубку…»

Заставит ли июньский аукцион Christie’s своих клиентов разрыдаться снова?

М.Б. и Е.К. (текст).
Аукционный дом Christie’s (иллюстрации).

На иллюстрации: К.А. Сомов (1869-1939). Борис Снежковский с сигаретой. (1938, х., м., подпись и дата «C. Somov./1938/Paris» слева по центру, 46,4 x 38,  
эстимейт Christie’s £60 тыс. – 80 тыс.).

 

 

 

Добавить комментарий