ПАМЯТИ ХРАНИТЕЛЯ

18 января 2017 года. В шесть часов вечера в возрасте 89 лет скончался почётный директор Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Даниэль Энтин (1927-2017).

Даниэль Энтин родился 30 апреля 1927 года в нью-йоркском Бруклине в семье выходцев из Украины. («У меня было обыкновенное нормальное детство, что бы это ни значило…» - скажет он в одном из интервью). Позднее были учёба в Бруклинском колледже, служба на морском флоте, профессиональное занятие фотографией. «Моя юность прошла в музее современного искусства Нью-Йорка, мне нравились такие мастера, как Пикассо, Матисс и другие творцы, это было время, когда восходили многие современные потрясающие художники», - вспоминал Энтин.

В нью-йоркский Музей Рериха Энтин впервые пришел как обыкновенный посетитель. В то время (1970) он работал фотографом. И был членом суфийского ордена и учился у суфиев. А музею как раз был нужен фотограф, и они попросили сделать снимки некоторых картин. И с того дня Даниэль почти 14 лет регулярно приходил в музей, чтобы помогать, чем мог. В 1983 году в возрасте 56 лет Энтин принял должность исполнительного директора (согласно последней воли первого директора музея Зинаиды Григорьевны Фосдик). «Волны моря жизни принесли меня на этот берег», - как-то не без иронии пояснил он свой директорский пост в ходе нашего разговора в кулуарах крымского философского съезда 1990 года.

33 года, вплоть до выхода на пенсию в 2016 году, Энтин являлся исполнительным директором нью-йоркского музея имени Н.К.Рериха. Вроде бы, не самого большого из музеев «Большого Яблока» (всего 20 тыс. посетителей в год), вроде бы, без претензий, по словам самого Энтина, на место в музейном мэйнстриме. Но музея как нельзя лучше соответствующего русской поговорке - «мал золотник, да дорог». Дело, говорил Даниэль, не в количестве экспонатов, а в их качестве.

Музей имени Николая Рериха. Нью-Йорк (Site of Nicholas Roerich Museum. New York).

Согласно пожеланию Николая Рериха, вход в музей – свободный («…он хотел, чтобы его работы могли увидеть самые разные люди, в том числе - и со скромным достатком», - говорил Энтин). Как некоммерческая организация музей имеет налоговые льготы, и в силу этого обязан соблюдать принцип общедоступности своих фондов. Поэтому, музейные мероприятия, включая концерты, также бесплатны. Без fundraising’а (сбора пожертвований) не обойтись. Музей имеет поддержку траста, специально созданного одним из членов Совета попечителей. Дополнительным источником финансирования выступают добровольные пожертвования посетителей, средства от продажи книг, репродукций, открыток.

Музей существует в реальном мире со всеми особенностями последнего. Так, в 2009 году две картины музея были украдены. Но их удалось вернуть очень быстро (полиция в Нью-Йорке не зря есть свой хлеб). По счастью, вспоминал Энтин, экспонаты украли не профессиональные охотники за произведениями искусства, а те, кого называют магазинными воришками. Разумеется, система безопасности музея после такого случая была улучшена и по сей день сбоев в её работе нет.

За годы управления Энтина коллекция живописи и графики Николая Рериха увеличилась на десятки произведений, постоянная экспозиция расширилась на ещё один зал. Приведён в порядок архивный фонд. Осуществлена системная реставрация и консервация нескольких сот работ Николая и Святослава Рерихов. Экспонаты из собрания музея впервые стали покидать территорию США для участия в знаковых выставках. В музее проводятся концерты, поэтические чтения, и создан профессиональный хоровой коллектив. Зарекомендовал себя музей и на глобальной арт-площадке

Н.Рерих. «Мадонна Орифламма» (1932 г., х., темпера. РМ, Нью-Йорк)

18 января ушел из жизни удивительный и незаменимый человек, мудрый хранитель Культуры. В это трудно поверить, трудно представить Музей Рериха без и вне Даниэля. «Утрата его невосполнима, и коллектив Музея выражает самые глубокие соболезнования всем, кто знал этого замечательного человека.  Благодарная память о нём навсегда остаётся с нами,» - что добавить к этим словам сотрудников нью-йоркского Музея имени Рериха? Разве что вспомнить слова Хранителя: «…мир не состоит только из белого и черного, в нем много оттенков. Настоящий мыслитель, настоящий ученый не может придерживаться какой-то догмы, одного представления, и должен иметь способность вместить, принять разные противоречивые, на первый взгляд, факты, и выводить свои заключения на четко проверенных точных фактах».

Олег Серебряков (текст и фото)
Site of Nicholas Roerich Museum. New York (иллюстрации)

На иллюстрации: Даниэль Энтин (1927-2017). Site of Nicholas Roerich Museum. New York

 

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Тифлисских окон негасимый цвет
Чуден и щедр месяц май в городе Тбилиси. Столетие сменяет столетие, а тбилисский май всё тот же юный чародей. В мае 2022 года на улице Галактиона Табидзе в доме 19 случи�...
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Искусство как никакое другое поле человеческой деятельности сберегает уникальное звучание своего времени, своей эпохи. Как знать, может быть, именно поэтому так ц�...
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
В год 150-летия со дня рождения зодчего Алексея Викторовича Щусева (1873 – 1949) о нем образно и пластично рассказал посредством выставки в Всероссийском музее декорати�...
Далее
Классика передвигается в виртуал
Национальная галерея Финляндии открыла виртуальную выставку, по задумке кураторов, погружающую зрителя глубоко в мир образов Хуго Симберга (1873-1917), крупнейшего пр�...
Далее