ОТМЕННО СЕРВИРОВАННЫЙ БУФЕТ ПО ПОВОДУ ЮБИЛЕЯ

На открытии «Юбилейной весны 2018».

О да, можно самую наиотменнейшую осетрину, осетра наипервейшей свежести подать с таким гарниром и на такой посуде, что кусок в горло не полезет, а можно и консервированные шпроты подать грациозно, с изяществом, аппетитно (с зеленью!) – каждая рыбка даже пресыщенного гурмана искусит. Но разве мы занимаемся выстраиванием каких-либо кулинарных параллелей? Никоим разом! У нас - про выставку.

Вперед к искусству! У работы Робина Ногисто.

18 мая 2018 года ]]>Союз художников Эстонии]]> с достоинством презентовал групповую выставку «Юбилейная весна 2018». Произведения 107 художников Эстонии для экспозиции, посвященной 100-летию республики, были отобраны из 237 заявок на участие представительным жюри в составе главы СХЭ Вано Аллсалу, галериста Элин Кард, хранителя архива Тартуского художественного музея Пеэтера Тальвисту, искусствоведа Тамары Луук, оформителя выставки Каарель Эльма и бизнесмена-мецената Тийта Пруули. По традиции выставка помимо всех залов (и внутренней лестницы) Таллинского дома искусств, представшего в нынешнем году с обновленным фасадом, заняла пространство и обеих галерей-спутниц ТДИ – Городской галереи и Галереи ТДИ, которые располагаются в шаговой доступности друг от друга.

Игры в патриотичной гамме. Стенд Х. М. Ольвет в Галерее ТДИ.

Если Галерея ТДИ акцентирует графические работы, в Городской галерее доминируют объекты, то сам Дом искусств сделал упор на живопись. Что, конечно, не исключает жанровые инкрустации на каждой из площадок. Блестящее решение показа работ участников выставки позволило любому из них предстать перед зрителем, как говорится, тет-а-тет, не расталкивая локтями соседей по экспозиции. Двигаясь от стенда к стенду зритель оказывается точно наедине с произведением (произведениями) того или иного художника.

Нужен ли перевод? Стенд М. Парис в Галерее ТДИ.

Отчетный характер, свойственный ежегодным выставкам Союза художников, не подразумевает горячих сенсаций. Так уж сложилось, что большинство как бы обращается к своим зрителям, мол, поглядите, я всё тот же и правила моей игры всё те же. Наверное, это хорошо. Отрадно, что в прошлом остались плоские иллюстрации политического официоза, уступив место свойственному национальному менталитету самоанализу. Да, по-прежнему на стендах видны опыты по освоению и осмыслению глобальных тенденций, слышно дыхание моды художественного мира. Но в этом нет навязчивости.

Неизменны который век кряду... Стенд В. Семерикова в Галерее ТДИ.

Зритель «Юбилейной весны» преимущественно встречается с думающими людьми. О времени и о себе. Кто-то подчеркнуто дистанцируется от реалий современности. К примеру, Вячеслав Семериков (1949) в своем триптихе-оммаже гениальному эстонскому рисовальщику Гюнтеру Рейндорфу (1889-1974) любуется неизменными который век кряду прибрежными соснами. ]]>Тоомас Винт]]> (1944) вслед за героем своего холста по острой луговой зелени трав уводит зрителя в сказочный лес. Но, возвышаясь (буквально!) над лабиринтом экспозиционных стендов аки столп или стела, Валерий Виноградов (1952) в лаконичном тетраптихе «рыбка», «новичок», «кокаин», «депутат случкин» в эту самую медийную современность ныряет с головой, отдает, так сказать, дань политическому хайпу новостного потока восточного соседа Эстонии, будто бы дома проблем нет…

Просто и внятно. В. Виноградов. Тетраптих в ТДИ.

О, сколько их, проблем по жизни... Лаури. 100 (2018, инсталляция).

Однако, они (проблемы) есть. Жизни без проблем не бывает. Инсталляция художницы Лаури «100», ранее показанная на выставке «Пробуждение от жизни» в эстонском городе Хаапсалу, тому свидетельством: сотня повешенных в темной комнате выбеленных пупсов редко кого оставят равнодушным и явно побудят поразмыслить о причинах появления на свет этого произведения (оцененного Эстонским музеем современного искусства в какие-то €24 тыс., но это так, кстати). Небезынтересны представившие своих любимцев стенды коммерческих галерей]]> Vaal]]>, ]]>Haus]]> и ]]>Temnikova&Kasela]]>. Последняя сумела на предельно ограниченном по площади полубоксе сжато, но убедительно показать, пожалуй, ярчайшего представителя эстонского искусства нулевых годов ]]>Марко Мяэтамма]]> (1965), совместив графику, живопись, видео и объекты в объеме, где и паре зрителей, вроде как, и не разминуться.

В тесноте да не в обиде! У стенда Марко Мяэтамма.в ТДИ.

Про интригующий лабиринт «Юбилейной весны 2018», наверное, сказать можно куда больше. И уверен, ещё скажут. Ведь искусство по поводу юбилея республики подано не скучно, красиво, с пониманием и уважением к зрителю. Подано таким, каково оно на сегодня есть.

На кого-то он шибко похож... Объект М. Магнус на фоне инсталляции Лаури в Городской галерее ТДИ.

Но нельзя не отметить ещё одну немаловажную особенность отменно сервированного по любым меркам арт-буфета: «Юбилейная весна 2018» до 10 июня включительно предлагает своим гостям принять участие в определении работы, достойной премии зрительских симпатий в размер €5 тыс.! Заимствование доброго опыта зрительского голосования, некогда введенного в практику групповых выставок ]]>Эстонским музеем современного искусства]]>, явно оживило программу «Юбилейной весны». И с легкой руки поддержавших начинание коллекционеров и меценатов (гг. Рийво Антон, Айвар Берзин, Яан Манитски, Тийт Пруули и Райн Тамм) оглашение имени победителя может стать «изюминкой» этого художественного форума Союза художников Эстонии.

А. Валетто. Объекты в Городской галерее ТДИ.

Работу-победительницу конкурса зрительских симпатий "Юбилейно весны 2018" (и соответственно имя художника, кому вручат €5 тыс.) объявят в ТДИ 12 июня. Выставка продлится до 17 июня 2018 года.

Пауль Эритарк, Олег Серебряков (текст).
Олег Серебряков (иллюстрации).

На иллюстрации: На открытии «Юбилейной весны 2018».

P,S, Премию зрительских симпатий  в размере €5 тыс. по итогам зрительского голосования получил "ветеран" ежегодных весенних выставок СХ Эстонии график ]]>Тоомас Куузинг]]>.

Добавить комментарий