ВЕСНА, КНЯЖНА, ВЕСНЕ ДОРОГУ!

Луиза Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842). Портрет Татьяны Борисовны Потемкиной (1797–1869) в три четверти. (1820, х., м., 108,9 x 82,6 см. Эстимейт Christie’s $500 тыс. – 700 тыс.).

Состоятельные любители русской имперской старины благодаря почтенному Christie’s послезавтра по-настоящему прочувствуют приход весны. 19 апреля 2018 года в Нью-Йорке почтенный аукционный дом на торгах «Искусство Старых Мастеров» представит недавно обнаруженный портрет Татьяны Потемкиной кисти французской художницы Луизы Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842), датируемый 1820 годом.

Написанный в Париже в эпоху правления Людовика XVIII «Портрет Татьяны Борисовны Потемкиной в три четверти» оценен экспертами в $500 тыс. – 700 тыс. Известно, что в свое время картина принадлежала владельцу шахты в юго-восточной провинции Нидерландов Альфреду Хонигманну. Выставочная история этой работы включает в себя ретроспективы Виже-Лебрен в парижском Гран-Пале (2015-2016) и нью-йоркском Метрополитен-музее (2016).

Т.Б. Потемкина вместе с мужем в окружении Александра II и членов императорской фамилии во время визита в украинское имение Потемкиных близ Лавры (фотография).

Урождённая княжна Голицына, благотворительница, статс-дама, устроительница крымского имения «Артек» Татья́на Бори́совна Потёмкина (1797–1869) ходатайствовала и на свои средства восстановила Святогорскую пустынь на берегу Северского Донца (ныне лавра). Память о Потёмкиной сохранилась в названии посёлка Татьяновка на Донбассе. Татьяна Борисовна основала и поддерживала ряд богаделен и детских приютов, заботилась о нищих и паломниках. Находясь в близких отношениях с членами императорской семьи, она оказывала финансовую поддержку благотворительным начинаниям и Николая I и Александра II.

«У княжны бледное овальное лицо с прекрасными, самыми выразительными каштановыми глазами из всех, какие я когда-либо видела», - отметила английская писательница Мария Эджуорт (1768 – 1849). По причине угрожавшей ей чахотки Татьяна Борисовна семь лет провела за границей (Швейцария, Италия,  Англия, Франция)  в компании  мужа  и гувернантки, госпожи де Нуазвиль (1766 - 1842), которая была близкой знакомой Луизы Элизабет Виже-Лебрен.

Луиза Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842). Автопортрет с палитрой. (1790, х., м. Галерея Уффици).

Французская художница, дочь портретиста Луи Виже, супруга художника Жан-Батиста Лебрена была любимой художницей королевы Марии-Антуанетты. Французскую революцию Виже-Лебрен переждала за границей, в том числе более пяти лет проведя и в России. Во Францию она вернулась лишь в начале 1800-х. Позже она жила, окруженная уважением и славой, работала над портретами до глубокой старости и писала мемуары. Известным полотном Виже-Лебрен стал ее автопортрет, названный 'Автопортрет с палитрой' 1790 года (сегодня эта картина находится в Галерее Уффици во Флоренции).

Работая над портретом двадцатитрехлетней княжны Потёмкиной, Виже-Лебрен изображает  ее  в  неоклассической позе на фоне природного пейзажа. Именно такого рода портреты снискали художнице популярность в 1791-1800-х среди заказчиков из Италии, Австрии и России. И не так уж часто появляются среди лотов топовых аукционных домов.

Дыханье старины имперской среди любителей в цене.

К.С. (текст).
Аукционный дом Christie’s, архив Прииска (иллюстрации).

На иллюстрации: Луиза Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842). Портрет Татьяны Борисовны Потемкиной (1797–1869) в три четверти. (1820, х., м., 108,9 x 82,6 см. Эстимейт Christie’s $500 тыс. – 700 тыс.).

 

Добавить комментарий