ШЕСТВИЕ «ЗОЛОТОГО ЧЕЛОВЕКА». ШАГ ПЕРВЫЙ.

Перстень-печать с изображением солнцеликого человека (оригинал).

В начале 1970-х годов произошла археологическая сенсация: в окрестностях Алма-Аты в курганe Иссык, который исследовал археолог Кемаль Акишев, обнаружили останки сакского царя, «Золотого человека». В 2018 году Национальный музей Казахстана объявил международное турне «Шествие Золотого человека по музеям мира». Маршрут следования включает страны Азии и Европы, первая принимающая страна – Россия (далее Азербайджан, Китай, Южная Корея, Польша). С 4 апреля в Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась выставка «Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства».

Гривна нашейное украшение (оригинал). (V-IV вв. до н.э., металл желтого цвета, литье. Размер: д-13см. Вес: 102,20 гр. Проба: 750).

На выставке можно увидеть реконструкцию «Золотого человека» в расшитой золотыми бляшками одежде, в головном уборе особой конической формы, украшенным золотыми пластинами в виде золотых стрел,  снежных барсов, архаров, лошадей и птиц. Также экспонируется коллекция археологических находок эпохи раннего железного века (V – IV вв. до н.э.), сопровождавших захоронение этого знатного молодого воина-сака (по мнению археологов его возраст 17 – 18 лет).

Реконструкция одеяния и вооружения «Золотого человека». Курган Иссык. (V-IV вв. до н.э., металл желтого цвета, замша, штамповка. Размер: һ-228 см, ширина – 66см. Вес: 51 кг.).

Саки (в переводе с персидского - «могучие мужи») в сочинениях греческих авторов называются азиатскими скифами (слово saka восходит к скифскому «олень»). В других древних источниках саков образно описывали «турами с быстрыми конями».  В числе трех больших групп этих племен упоминались саки-тиграхауда («острошапочники»), жившие там, где и был обнаружен курган Иссык с захоронением «Золотого человека». В кургане найдено свыше четырех тысяч золотых изделий: детали декора одежды, украшения и бытовая утварь, серебряная чаша с надписью, выполненной руническим письмом (один из древнейших памятников письменности на этой территории).

Элемент головного убора(оригинал). Таксай I, курган 6. (конец VI – середина V в. до н.э., золото, ковка, тиснение, пайка, зернь. Размер: Дл. 1 - 45см, дл. 2 - 46см. Вес:325 гр).

Важнейшая особенность древнего искусства степи - господство зооморфных образов, так называемого «звериного стиля», чьей отличительной чертой являются стилизованные изображения тотемных животных, сцен борьбы зверей, наделяемых магическими функциями. Драматизм сюжетов символизирует противостояние стихии, противоборство добра и зла, вечного движения и борьбы противоположностей. Ярким образцом «звериного стиля» является бляха, датируемая V-IV вв. до н.э., выполненная из золота в технике штамповки и рифления в виде двух зеркально отраженных барсов.

Бляха в виде барса (оригинал). Курган Иссык. (V-IV вв. до н.э., металл желтого цвета, штамп, рифление. Размер: 5,5х3,7 см. Вес: 2,05 гр. Проба: 750) и Бляха в виде барса (оригинал). Курган Иссык. (V-IV вв. до н.э., золото, штамповка, рифление. Размер: 5,5х3,7 см. Вес: 1,40 гр.).

В Национальном музее Казахстана хранится обширная коллекция (свыше тысячи предметов) по этнографии народов Центральной Азии и Северного Кавказа. 175 образцов высокого ювелирного искусства привезены в Москву.  Выставка «Наследие Великой степи: шедевры ювелирного искусства» продлится до 13 мая 2018.

М.Ю.Г. (текст)
Иллюстрации Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Национальный музей Республики Казахстан.

На иллюстрации: Перстень-печать с изображением солнцеликого человека (оригинал). Курган Иссык. (V-IV вв. до н.э., металл желтого цвета, литье. Размер: 2,7х 2,5 см. Вес: 22,10 гр. Проба: 900) и Перстень с зеркальным щитком (оригинал). Курган Иссык. (V-IV вв. до н.э., металл желтого цвета, литье. Размер: 2,3 х 2,5 см. Вес: 17,25 гр.)

 

Добавить комментарий