О СПАСЕНИИ УТОПШЕГО И НЕ ТОЛЬКО

Дмитрий Шагин у стенда ТЦ Музей Митьков на ярмарке Арт-Рига 2017.

Точно яркие брызги солнечного дня намедни сверкнули над ноябрьской Ригой! Что случилось? Уж не сиганул ли кто в с верхушки Вантового моста в тихую Даугаву? Нет: просто c 7 по 12 ноября в Латвийском железнодорожном музее прошла единственная в Прибалтике международная ярмарка современного искусства Арт-Рига 2017, где в гущу доброй тысячи произведений художников со всех концов света нырнул Super Artist Дмитрия Шагина. Не потехи ради, но чтобы достать со дна легендарного «Икарушку».

Перформанс в павильоне Happy Art Museum (Латвия) на Арт-Риге 2017.

Ярмарка ]]>Арт-Рига]]> заявила о себе «городу и миру» в 2014 году. В качестве звезды, символизирующей провозглашение Риги «Культурной столицей Европы-14». Значимый год миновал, а ярмарка, выбравшая ежегодный формат, осталась. Вызывающая интерес. Живая и яркая (по региональным меркам даже более чем весьма). Привлекательная - так что паки и паки ей играть на восточном краю Балтийского моря! Здесь показывали и показывают своих художников галереи Германии, Грузии, Индонезии, Италии, Казахстана, Китая, Мексики, России, Швейцарии, Франции и, разумеется, страны-хозяйки арт-форума Латвии.

Гости и участники Арт-Риги 2017 (на переднем плане Т.Шагина).

На этом празднике жизни художник ]]>Дмитрий Шагин]]> если ещё не ветеран, то вполне свой человек: участвует в Арт-Риге второй раз и, как сам говорит, охотно продолжит это дело. Ведь ярмарка даёт уникальную возможность непосредственного общения с коллегами-художниками, искусствоведами-теоретиками, коллекционерами и, главное, простыми любителями искусства. На пару со своей супругой Татьяной Дмитрий за свой счёт представили в Риге (прямо по пословице «мал золотник да дорог») петербургский Творческий центр Музей Митьков в пять живописных холстов да гобелен-аппликацию.

Д.Шагин и французская собирательница русского искусства 1980-х гг. госпожа Пакита Миро.

Трогательно-наивный гобелен Татьяны Шагиной «Дорога на Валаам» открывал стенд Творческого центра, как бы приглашая зрителя к погружению в классическое «митьковское» измерение, каждый из артефактов которого обладает своеобразным голографическим эффектом, что позволяет в одном видеть многие, вроде бы буквально годами, жанрами и вёрстами разделенные. Наверное, такой эффект – родовая черта подлинного искусства.

Т. Шагина. Дорога на Валаам. (2017, аппликация на ткани, 190х84)

Дмитрий Шагин, пройдя по всем бюрократическим правилам в Министерстве культуры РФ процедуру оформления вывоза из страны произведений искусства, привез на Арт-Ригу работы крайних лет: «Митёк -2017», «Ну как тебе на ветке?», «Супер Артист», «Митьки - революшен» и «6-я линия Васильевского Острова». Эти картины можно назвать зримыми опорными точками невидимых врат, ведущих за тридевять земель в тридесятое (пряничное? – кому как…) митьковское царство.

Т.Шагина (слева) у стенда московской Крокин галереи на Арт-Риге 2017.

Здесь уже свои законы. Своя гравитация, как в пространстве сна. «Митьки -революшен», - где с борта крейсера «Аврора» митьки приветствуют на Неве Yellow Submarine The Beatles, так сказать, от нашего квартета вашему, - запечатленный на холсте недавний сон художника (серьёзно!). Со сказочной музыкой, попутным битлам ветром, белым голубем, златом восхода да шпиля Адмиралтейства и белогривыми речными волнами, рифмующимися с арками петербургских мостов. И в то же самое время - перед зрителем наглядное пособие по истории культуры позднесоветского социума.

Д.Шагин. Митьки – революшен. (2017, х., м.).

Ярмарочная теснота располагает к игре на контрастах. Атмосферы. Ритма. Смыслов. В соседстве вроде бы несопоставимого Шагин виртуозен. Его «6-я линия Васильевского Острова» это не просто угловатые будни (кубик-рубик?) города трёх революций. Это повседневное пространство увиденное художником и донесенное до зрителя как традиционный христианский храм. Холодная с привкусом льда северная стена Ветхого Завета, пламенная, местами апокалипсически калёная южная стена Нового Завета, обе они будто готовы сойтись у рассветного шафрана алтаря-востока…  К чуду, а не на работу спешат под и за небесной рекой ранние пешеходы художника. Обыденность преображается в таинство.

Д.Шагин. 6-я линия Васильевского Острова (2017, х., м., 55х60).

Как ни стараются физики понять природу времени – квантовый калейдоскоп упирается в лирику, вотчину поэтов и художников. Непознаваемое познавать нам лучше удаётся. Давным давно Дмитрий Шагин написал пронзительную виршу: «У Икарушки бедного Только бледные ножки торчат Из холодной зеленой воды». - Бытование мифа в реальном времени, в «зелёной воде». В 2002 году Шагин (noblesse oblige) исполнил ставший хрестоматийным текст маслом на холсте. И, добавлю, до сего дня не расстается с картиной. В прямом и переносном смысле.

Д.Шагин. Икарушка. (2002, х., м., 80х100).

Обращение к прошлому, стоит только оглядеться, становится приметой современности. То ли само время сжимается, как камышовый кот перед прыжком, то ли… (Ну, посмотрите на ]]>сенсационную продажу]]> «Спасителя мира» Леонардо!) «Супер Артист» Шагина свидетельство того, как чутко художник вслушивается в окружающее.  Герой этой картины вроде как сверх-художник «прямо из западных комиксов» (потому он изъясняется хоть и по-митьковски, но не по-нашему - латиницей), однако внешне уж очень шибко походит на былинного Садко. И как Садко ныряет на дно достать-спасти утопшего Икарушку.

Д.Шагин. Супер Артист. (2014, х., м., 100х70).

Убедительно, скажу, ныряет. Оптимистично. Не отсюда ли, кстати, брызги над ноябрьской Ригой?

Олег Серебряков (текст).
Татьяна и Дмитрий Шагины (фотографии).

На иллюстрации: Дмитрий Шагин у стенда ТЦ Музей Митьков на ярмарке Арт-Рига 2017.

 

 

Добавить комментарий