КОГДА ИГРАЮТ СТИХИИ

Если интересно увидеть и попробовать понять, что такое искренность, то надо иди на выставку Олега Высоцкого (1956) «Мой берег» (5.10.-12.12.2017) в таллинской галерее Domini Canes. Художник искренне пытается сделать выбор, оказавшись на пограничье трёх стихий, на пересечении воздуха, воды и земли.

О.Высоцкий (1956). Мой берег (2017, х.м.)

Художник-философ предложил зрителю игру на стыке стихий – воздуха, воды и земли. На тончайшей полосе их взаимопроникновения взаимодействуют цвета и линии, отражается напряжение нашего времени, где уже явно (и отнюдь не умозрительно) осязаемо дыхание живого Космоса. В трактовке «космиста» Высоцкого - того пространства, где исчезает разница между внутренним и внешним, где реалии окружающего либо растворяются и пропадают, либо преображаются в знаковые для художника линии, формы, цвета.

О.Высоцкий (1956). Из серии Берега (2015, бум.акр.).

Титул «здравствующего классика русского космизма» не самая лёгкая и приятная из возможных нош. Но коли этот груз так или иначе принят - нести его, даже оступаясь, надо без компромиссов, со всей возможной ответственностью (проще говоря, назвался груздем – полезай в кузов). Чему «Мой берег» Олега Высоцкого, на мой взгляд, по-детски наивного реалиста, свидетельством.

О.Высоцкий (1956). Красивая скала. (2015,, картон, акр.).

Выставку составили картины разных лет, которые, согласитесь, был во многом розными.  В одних работах Высоцкого доминирует спокойствие, иные парадно торжественны, третьи - тревожны. Одни работы - это лабиринты мягких линий, окружностей, овалов, другие - угловаты (но, благодаря краскам, не неуклюжи), третьи – обострённо динамичны. Настроения, ракурсы, технические решения чередуются не противореча, но дополняя друг друга в повествовании, развернутом художником в по-средневековому тесном уюте галереи Domini Canes.

О.Высоцкий (1956). Из серии Берега иных миров (2004, картон, акр.).

Художник привел своего зрителя в центр удивительного многогранника. В плоскостях-гранях играют небо и море, отчего земля под ногами кажется зыбкой, вспыхивают-приоткрываются пейзажи иных планет. Однако за видимой созерцательностью живут смыслы-послания, выносимые Высоцким из Вселенной, некогда названной Леонидом Андреевым «Державой Рериха»…

(Что, увы, не всегда у Олега Высоцкого получается – тяга к хрестоматийным красивостям хороша для салонного искусства. Тщательность проработки деталей не заменит глубину. Однако, эта частность придаёт экспозиции характер непосредственного человеческого движения. Как, риторически спросим, иногда не оступиться, ведь почва под ногами колеблется? Как не оступиться, ведь небеса и воды полны пляской тугих спиралей?!)

О.Высоцкий (1956). Маяк. (2017, картон, гуашь).

Стержневое произведение выставки «Мой берег» «Маяк» - одно из крайних в творчестве Высоцкого. В этой работе значимо и примечательно буквально всё, начиная от выбора материала для картины (толстый упаковочный картон, за которым точно таится сокровенный смысл) и вплоть до композиции, вплоть до акцентированной игры-борьбы цветов. Традиционно низкий у Высоцкого горизонт, кроваво-алые воды, золото и шафран близкого восхода, подчёркнутые сигнальным лучом, будто вытесняющим из пространства картины беззвездную темень уходящей ночи… Сколько действия! Какой посыл!..

О.Высоцкий (1956). Автопортрет (2017, см. техника)

На берегу, куда привела художника сама жизнь, он готовится совершить выбор. И с предельной искренностью делится этой дилеммой со зрителем. Что, согласитесь, сегодня дорогого стоит – искренность нынче в изрядном дефиците и большой цене. Не только в искусстве.

Олег Серебряков (текст).
Иллюстрации Олег Высоцкий.
На иллюстрации: О.Высоцкий (1956). Маяк. Борьбы стихий. (2017, бум. акр.).

 

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Тифлисских окон негасимый цвет
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
Далее
Классика передвигается в виртуал
Далее