БЕТОН ДО ПРЕМИИ ДОВЕДЁТ

30 мая 2014 года бетон, точнее, инсталляция с 16-тью бетонными бюстами  «Площадь кукол» Ясся Казелаана (1981 г.) довела художника до гран-при ежегодной премии Эстонского музея современного искусства (EKKM) – Кёлеровской премии (в этом году €6.000). Köler Prize зрительских симпатий в размере €1.000  досталась фотографу  Йоханнесу Сяреле.  Впервые был  объявлен и победитель номинации Анти-Кёлер: честь выпала художнику по имени KIWA, как тут шутят, нашему Фрэнку Заппе. Выставка 5 номинантов, представивших свои инсталляции на всех  3-х этажах  EKKM, завершается 15 июня.

Премия имени И.Кёлера, остзейского художника XIX века, основоположника национального живописного искусства, была учреждена в Эстонии в 2011 году  EKKM. Целью Премии является популяризация актуального искусства и продвижение национальных художников и арт-групп. Победителя 2014 года определяло международное жюри в составе  победителя Köler Prize-13 Яануса Самма, немецкого галериста и куратора Рене Блока, директора финского фонда FRAME и куратора финского павильона Венецианского биеннале 2015 Тару Эльфвинга, эстонского искусствоведа, работающего  в Базеле, Мари Лаанеметс. Жюри возглавляла куратор из Польши Магда Кардазц. Наполнять премию финансовым содержанием в этом году помогли Министерство культуры Эстонии, фонд Капитал культуры (Kultuurkapital) и ряд частных коммерческих организаций

Обладатель Гран-при скульптор Яссь Казелаан в 2006 году окончил Тартускую высшую художественную школу, в 2008 году магистратуру Эстонской художественной академии.  На его счету 8 персональных выставок и участие в целом ряде коллективных проектов, в том числе во Франции, Бельгии и Финляндии. Победная инсталляция Казелаана «Площадь кукол» представляет 16 гипертрофированных кукольных бюстов из бетона в центре белого куба с окнами-фотографиями типовых многоэтажек и однотонным звуковым сопровождением. Жюри отметило узнаваемый стиль и художественный язык победителя: он достигает глубины критического содержания, его работа отражает давящие социальные структуры, повседневности. С именем Казелаана арт-критики  связывают (и вряд ли это преувеличение) обновление символизма современной скульптуры Эстонии .

Олег Серебряков,

Балтийский корреспондент The Art Newspaper Russia специально для проекта ПРИИСК.

P.S. Глядя на работу художника, всегда можно определить его личностные (порой интимные) особенности. В нашем случае, детство в провинции. Ведь только человек, выросший на лоне природы, может так остро прочувствовать и передать урбанистическую фрустрацию в образе, цвете и звуке позднесоветского спального района Таллина.

На фото: Я.Казелаан,  «Площадь кукол» (2014 г.), фрагмент инсталляции.

поделиться:
Facebook
Pinterest

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

больше новостей в нашем telegram канале

Читайте так же:

Тифлисских окон негасимый цвет
Чуден и щедр месяц май в городе Тбилиси. Столетие сменяет столетие, а тбилисский май всё тот же юный чародей. В мае 2022 года на улице Галактиона Табидзе в доме 19 случи�...
Далее
Валантен де Булонь: мелодии давно минувших лет
Искусство как никакое другое поле человеческой деятельности сберегает уникальное звучание своего времени, своей эпохи. Как знать, может быть, именно поэтому так ц�...
Далее
BRAFA 2024: всё по-взрослому
69-я брюссельская художественная ярмарка BRAFA проходит в атмосфере громких юбилеев. Что поделать, магии приятных округлостей в датах невозможно противостоять. 100 лет...
Далее
Справедливость торжествует! При поддержке спецслужб и прокуратуры
Ещё две похищенные нацистами работы Эгона Шиле, воспитанника самого Густава Климта, возвращены наследникам еврейского коллекционера....
Далее
Токийская реликвия The Beatles вновь пойдёт с молотка
1 февраля 2024 года Images of a Woman появится на аукционе Christie’s The Exceptional Sale. На работу заявлен эстимейт $400 тыс. – 600 тыс....
Далее
Возвращение Будды
Даже в малой своей частице Будда пребыает в полноте своей. Историческая голова Будды действительно скоро вернётся из США в Камбоджу, но не одна, а в тёплой компании ...
Далее
ИСТОРИЯ ОДНОГО ПОРТРЕТА
Некоторое время спустя по воцарению своему пожелал Павел иметь свой портрет. Как любой царствующей особе полагается. Но позировать император не пожелал. ...
Далее
Покупали, как не в себя
На торгах Christie’s в Нью-Йорке при 6 ценовых рекордах доля продаж по лотам составила 97%, а на осеннем аукционе таллинской галереи Haus был реализован практически такой ж...
Далее
Архитектор архитектора вывернул мехом внутрь
В год 150-летия со дня рождения зодчего Алексея Викторовича Щусева (1873 – 1949) о нем образно и пластично рассказал посредством выставки в Всероссийском музее декорати�...
Далее
Классика передвигается в виртуал
Национальная галерея Финляндии открыла виртуальную выставку, по задумке кураторов, погружающую зрителя глубоко в мир образов Хуго Симберга (1873-1917), крупнейшего пр�...
Далее